От FoodFox до Яндекс Еды: рассказывают первопроходцы доставок
Последнее обновление
28 апр 2023
Яндекс Еде исполняется 5 лет — это уже первый юбилей, настоящая круглая дата. В этот день рождения мы решили не просто вспоминать, как всё начиналось, а побеседовать с московскими курьерами, которые с Едой с самого начала.
Советуем прочесть праздничное интервью — вдруг ребята ценными лайфхаками поделятся?
Ренат Байдышев
Начинал с FoodFox, 4 года был курьером, а потом перешёл в курьерский центр
Когда я в первый раз приехал в Москву, сразу понял, что хочу здесь остаться. А как можно заработать денег и при этом любоваться ей? Гулял по городу и параллельно начал искать для себя заработок. Очень скоро мне попался на глаза курьер с оранжевым термокоробом на спине и логотипом с лисичкой — это был сервис FoodFox. Парень подсказал мне адрес курьерского центра — тогда он находился на станции метро Автозаводская.
Раньше занимался футболом, на физическую форму и ноги не жаловался, поэтому сразу решил, что всё получится и будет для меня несложно. Главное — хорошо узнать город.
Самый первый слот был на станции метро Кропоткинская. И да, я волновался) Точно помню, что первый заказ пришёл из ресторана Laffa Laffa на Малой Бронной, а вот своего первого клиента и были ли тогда чаевые — уже не знаю. Наверное, я просто принёс заказ вовремя, как обычно, поэтому ничего примечательного не отложилось в памяти.
Я был готов к тому, что доставки меня зацепят, и вообще не против такого. В принципе, всегда, когда нахожу для себя источник заработка, делаю это с перспективой остаться надолго и пробовать развиваться — интересно ведь, что получится!
Самый долгий период без курьерства выпал на 2020 год — я уезжал домой. Когда ситуация с коронавирусом набирала обороты, родители очень за меня переживали — они ведь далеко, на расстоянии в 3200 км. Какое-то время я побыл дома, но при первой же возможности вернулся в Москву и вышел на слоты.
Конечно, за эти годы на сервисе появилось много знакомых. Некоторые из них и сейчас мои коллеги. Кто-то переехал в другую страну — иногда списываемся, поддерживаем связь. Кто-то нашёл для себя другое занятие и сейчас там работает — один знакомый, например, устроился в Тинькофф и у него тоже всё хорошо) И осталась парочка хороших знакомых из тех самых ветеранов-курьеров, пришедших из FoodFox. Один из них как раз тут же, в интервью, а другой участвует в проекте Ultima.
Доставки многих учат пунктуальности — ведь нужно успевать на слоте в определённое время. Если хотите немного прокачать этот скилл, заказы — отличная возможность.
Сейчас самозанятые курьеры очень быстро получают выплаты: уже на следующий день приходит часть вознаграждения от доставок, которые выполнили вчера. Так было не всегда.
Минусы для каждого свои: я, например, не очень люблю дождь, поэтому иногда смотрел прогноз погоды и принимал решение остаться дома. Хотя, когда хорошее настроение, то и погода не преграда: клиенты ведь тоже не хотят мокнуть под дождём и сидят дома — заказов становится в разы больше!
Однажды мне довелось доставить заказ Федуку — тому, который известен по песне с Элджеем «Розовое вино». На необычные заказы мне, наверное, не так везло, как некоторым ребятам, которые доставляли в центре и чаще встречали всяких звёзд.
Как-то раз был клиент, который говорил только на итальянском. От него спустились ребята, которые хотели мне помочь найти точный адрес, но они тоже, к моему сожалению, говорили только на итальянском. На ломаном английском нам удалось кое-как понять друг друга, и заказ из 11 пицц (кто бы мог подумать) был доставлен. Одной из них, кстати, угостили меня.
Мудрости от Рената
Очень важно изучить ПДД прежде, чем выходить на доставки на велосипеде или самокате — чтобы не было проблем со штрафами и прочего. Доставляя на транспорте и по правилам, вы существенно снижаете нагрузку на свой организм, повышаете свою мобильность и качество доставок.
Если относиться к курьерству с душой, клиенты это замечают: всё чаще встречаешь их с улыбкой, а потом за неё оставляют чаевые 😉 Если у персонала ресторане есть возможность, дружелюбного курьера и чаем угостят, и покажут, где можно посидеть, отдохнуть и дождаться свой заказ. Будьте добрее к людям)
Ринат Нурситов
5 лет увлечен доставками, был первопроходцем в FoodFox
Началось всё в далеком 2017 году, когда сервис ещё назывался FoodFox — тогда там насчитывалось всего около 100 курьеров (а в городе чаще встречались ребята из Delivery Club). Как-то раз я случайно поинтересовался у курьера FoodFox, что за фирма и какие условия. Мне тогда хотелось изучить Москву, её достопримечательности и интересные места, поэтому через неделю оформился, прошел практику с наставником, а на следующий день уже приступил к заказам.
Первый свой слот начинал в Китай-городе: заказ был из корейского ресторана и доставлял я в Лялин переулок. Тогда волновался, но со временем стало проще.
Не ожидал, что заказы меня затянут. Но доставка еды начала набирать обороты и становилась всё популярнее — тут-то Яндекс и приобрёл FoodFox, который начал называться Яндекс Еда. Стало подключаться всё больше новых ресторанов, рынков, магазинов — слоты не были скучными и однообразными.
Бывало, что уходил из сервиса, но всегда возвращался. Доставка для меня — хобби и подработка: осенью и зимой доставляю много, а в остальное время — по возможности. Это очень удобно: если на основной работе ждать зарплату еще 2 недели, а мне надо что-то срочно приобрести, могу выйти на слот и уже на следующий день у меня будут деньги.
В Яндекс Еде я встретил много интересных и творческих людей из разных уголков страны, некоторые из них стали хорошими друзьями. Хорошо узнал свой город, научился грамотно доставлять любые товары и даже ремонтировать свое транспортное средство — сейчас доставляю на электровелосипеде, который сам обслуживаю и улучшаю.
Минусы есть везде, это нормально. В разное время может огорчать плохая погода, зима или ожидание в некоторых заведениях, где сотрудники отнеслись не очень дружелюбно. Когда идет снег, это затрудняет доставку, на дороге становится опаснее — приходится быть очень внимательным.
За всё время был у меня, наверное, один самый смешной и странный заказ: доставлял из «Бетховена» (прим.ред. — сеть зоомагазинов) корм для собак, звоню в дверь и мне открывает… СОБАКА 🐶. Вроде лайка или хаски, точно не помню. Стоим, смотрим друг на друга, затем она берёт у меня пакет зубами и уходит… Я автоматически пожелал приятного аппетита и закрыл за ней дверь, а потом отправился доставлять дальше.
Капризные клиенты мне редко попадаются, да и они максимум спрашивают, почему долго.
От себя всем курьерам рекомендую: ребята, будьте сдержанными и не поддавайтесь эмоциям, никому не позволяйте сбить вас с пути, оставайтесь вежливыми в любой ситуации. А если всё-таки столкнулись с несправедливостью или некомпетентным отношением со стороны ресторана, никогда не вступайте в конфликт — чтобы разобраться в такой ситуации, есть служба поддержки.
Мудрости от Рината
Если ездите на велосипеде, с собой берите «качок» (насос), запасную камеру и мультитул необходимых ключей — это поможет подтянуть тормоза, быстро восстановить колесо и т. д.
Если клиент указал фирму и адрес, но вы не знаете где вход, пишите название фирмы в Яндекс Картах — это очень часто это помогает найти клиента (так же, кстати, и с подъездами, особенно в новых ЖК, где много строений).
Вместо просто «Здравствуйте» можно говорить «доброе утро», «добрый день», «добрый вечер», «доброй ночи» или даже «прекрасного вечера» — это повышает шанс получить чаевые, проверено на личном опыте!
Александр Резников
Был курьером 3 года, потом перешел в службу поддержки, но испытывает ностальгию
Во время первой волны коронавируса я остался без постоянной работы, тогда и вспомнил, что есть сервис Яндекс Еда. Приехал в курьерский центр прошел обучение и оформился, а потом сразу же решил выполнить первый заказ.
Вышел на свободный слот и сразу же выдвинулся за заказом в Макдоналдс. Когда забрал его и передал, клиент меня поблагодарил и оставил чаевые. Настроение улучшилось, и это мотивировало продолжить с улыбкой на лице.
Честно скажу: не думал, что задержусь на сервисе, но когда прошло больше недели на доставках, доход оказался лучше, чем я ожидал.
Конечно, бывало, что опускались руки, я был в смятении и не понимал, чем вообще дальше заниматься. Но меня вовремя поддержал друг, который тоже доставлял с Яндекс Едой. Он помог мне собраться и привести мысли в порядок, после чего я взял себя в руки, вернулся на слоты — и всё наладилось.
До сих пор продолжаем общаться с этим другом — он ведь меня изначально и позвал на доставки. Других близких знакомств на сервисе я не заводил, потому что больше сосредоточен на выполнении заказов.
Доставки научили дисциплине — как минимум, я стал приходить в нужное место к назначенному времени. До этого опоздания и трата своего личного времени впустую были для меня очень большой проблемой.
Пожалуй, единственный и редкий минус, который я могу отметить, — это сотрудники в некоторых ресторанах, которые почему-то предвзято настроены по отношению к курьерам, грубовато общаются. Но помните: даже если кто-то будет провоцировать на конфликт, поддаваться не нужно, оно того не стоит.
Плюсов всё же намного больше. Например, стоишь и не понимаешь, как пройти до клиента, теряешь время, и тут прохожие курьеры с радостью готовы тебе подсказать и иногда даже провожают до двери. Это очень приятно. Поддержка для курьеров всегда на связи и готова помочь при форс-мажорах. Также действуют скидки от сервиса, чтобы пообедать — у меня в других местах такого не было.
Курьерам достается достаточно много внимания. Как-то раз поздно вечером несу заказ, захожу в подъезд и слышу громкую музыку. Поднимаюсь на этаж и понимаю, что у меня доставка в эту квартиру. Открыли девушки (видимо, у них была вечеринка) и начали упрашивать меня остаться отдыхать с ними. Всё это, конечно, классно, но я отказался, чтобы не нарушать правила этики: передал заказ, пожелал приятного аппетита и ушел.
В целом всегда слежу за соблюдением стандартов сервиса, ведь на доставках я представляю не только себя, но и компанию.
Когда стал специалистом в курьерском центре, сначала очень непривычно было находиться по другую сторону стола, но потом освоился. Когда курьеры приходят оформляться, я понимаю, что они — такие же, каким был я 2-3 года назад. Им всё интересно, вопросы задают, а мне только в удовольствие отвечать и делиться своим опытом в доставках. Да я и сам нередко выхожу на доставки в свой выходной, потому что хочется и прогуляться, и с пользой время провести.
Благодарю сервис за то что, мне дали такую возможность роста, полезный жизненный опыт и хорошие знания.
И хочу поздравить всех курьеров с наступающими праздниками, пожелать вам хороших доставок, добрых клиентов и щедрых чаевых! Не стесняйтесь выполнять заказы — это интересное и нужное людям занятие, которое приносит доход. А если вы приехали из других мест, это еще и хорошая возможность изучить город, побывать в новых местах.