Словарь сотрудничества с Яндекс Про
Последнее обновление 5 июн 2025
Собрали термины и понятия, которые часто встречаются при сотрудничестве с Яндекс Про и партнёрскими таксопарками. Используйте эту памятку в случаях, когда встретили новую информацию или что-то подзабыли.
Адванс*
Опция, которая позволяет сначала получить выплату, а затем возвращать её, выполняя поездки. Размер суммы зависит от ваших персональных показателей, предоставляется через Яндекс Про. В отдельный чат будут приходить напоминания о сумме, которую нужно вернуть, количестве оставшихся поездок и сроке возврата.
Автоуплата налога
Функция в Яндекс Про, которая упрощает уплату налогов с доходов для самозанятых и парковых самозанятых водителей. Сервис автоматически удерживает налог с каждого заказа и бонуса, а затем одним платежом перечисляет сумму на уплату — это отобразится в «Моем налоге» в течение 3 дней. Смотреть списания можно в Яндекс Про: главный экран → Деньги → Автоуплата налога.
Бонус за цель по заказам
Можно получить за выполнение определённого числа заказов за указанный срок — например, за сутки или неделю. Для этого в приложении нужно выбрать одну из предложенных целей и завершить её. После выбора цель нельзя изменить, а её условия всегда указаны в приложении и могут отличаться в разных городах и у разных водителей. Бонус отображается на балансе Яндекс Про на следующий день после выполнения цели.
«Вместе»
Функция для совместных поездок, когда два пассажира без багажа и питомцев едут по разным адресам, но в одном направлении. Для каждого из них стоимость получается меньше, чем обычно в тарифе «Эконом». Для водителя это два заказа — он получает оплату и баллы приоритета за каждый. Функция недоступна, если у водителя включен режим «Гибкий».
Водитель на день
Поездки по городу для корпоративных клиентов, которые могут длиться от 1 до 8 часов и оплачиваются безналично. В них пользователь обычно планирует заехать в несколько мест по делам. Оплата поминутная, причем минуты ожидания и движения стоят одинаково. Главные особенности — один и тот же пассажир на всю поездку, нет холостого пробега и простоя, а подача и всё время ожидания включены в стоимость.
Гарантия спроса
Это бонус, для которого нужно принимать заказы в определенных районах — они отмечены на карте в Яндекс Про чёрной границей и молнией. Действует как коэффициент, на который умножается реальная стоимость заказа. С бонуса удерживается комиссия сервиса. Могут не учитываться заказы в некоторых режимах (например, «Мой район» или «По делам») — это будет указано в описании в Яндекс Про.
Заказ проекта «Помощь рядом»
Поездки для людей с ограниченными возможностями здоровья или подопечных благотворительных организаций, чтобы они могли добраться до больниц и по важным делам или специалисты могли приехать к ним. У этих заказов нет комиссии сервиса, и можно получить больше баллов в программе привилегий, чем обычно. Они поступают в приложение, если у вас подключены тарифы «Помощь взрослым» или «Помощь детям» — для этого нужен рейтинг от 4,8 и пройденное обучение.
ИП-водитель (индивидуальный предприниматель, ИП)
Статус, который позволяет сотрудничать с сервисом напрямую (без комиссии таксопарку), причем доход за год может превышать 2,4 млн ₽. Есть дополнительные привилегии от сервиса. Налоги, которые платит ИП, зависят от выбранной системы налогообложения, а также нужно пользоваться онлайн-кассой.
Кешбэк в стоимости поездки
Пассажир может оплачивать часть поездки баллами Яндекс Плюса, но это не влияет на ваш доход. Вы всё равно получаете выплату от полной стоимости — компенсация происходит за счёт сервиса.
Моментальные выплаты
В Яндекс Про это способ получения выплат за заказы от таксопарка. Бывают системы от разных банков — таксопарк может использовать несколько. Особенно выгодно для водителя перечисление на карту Яндекс Про через Яндекс Банк.
НДС (налог на добавленную стоимость)
Это налог на добавленную стоимость, который включается в цену товаров и услуг: в Яндекс Про он уже учтён в стоимости поездок для пассажиров, в комиссиях сервиса и парка, плате за специальные режимы. Также НДС может применяться к доходу водителей в зависимости от их налогового статуса: самозанятые водители НДС не платят, а у ИП-водителей его величина зависит от выбранной системы налогообложения.
Налоговый патент
Документ, который даёт ИП-водителю право на применение специального налогового режима — патентной системы налогообложения (ПСН). В рамках этой системы вместо ряда других налогов ИП платит фиксированный налог, размер которого определяется исходя из вида деятельности и срока действия патента.
Область на карте (бонусы по городу)
Бонусы за выполнение заказов, принятых в определённых районах, которые отмечены синим на карте в Яндекс Про. Размер бонуса зависит от района, времени суток и типа поездки. Чтобы получить его, нужно принимать заказ внутри синей области на карте, при этом начало и конец поездки могут быть за её пределами. Лучше всего принимать заказы ближе к центру участка — на случай погрешности GPS.
ОСГОП (Обязательное страхование гражданской ответственности перевозчика)
Страховка, которая защищает ответственность перед вашими пассажирами во время поездки. Если с ними что-то случится во время поездки (например, при ДТП), эта страховка гарантирует, что они получат компенсацию. Оформляется на 1 год, полис нужно иметь с собой на линии. Полис ОСГОП должен получить перевозчик (таксопарк, ИП, СМЗ), который имеет разрешение на деятельность такси. ОСГОП оформляется в отношении каждого транспортного средства, включенного в реестр легковых такси.
Парковая самозанятость (ПСМЗ)
Гибкий сценарий сотрудничества водителя с сервисом через таксопарк, который отвечает всем требованиям закона о такси и налогового законодательства РФ. Сочетает плюсы и особенности самозанятости с поддержкой таксопарка и привилегиями от сервиса.
Парковый ИП-водитель (парковый индивидуальный предприниматель, парковый ИП)
Гибкий формат, который совмещает статус ИП, поддержку от таксопарка и привилегии от сервиса. Соответствует требованиям закона о такси, годовой доход с ним может превышать 2,4 млн ₽.
Приоритет (баллы приоритета)
Показатель, который влияет на количество новых заказов. Измеряется в баллах — максимум 100. Приоритет растет, когда вы принимаете заказы, не отменяете их и часто выходите на линию, а также соблюдаете стандарты сервиса. Чем выше приоритет, тем больше вероятность получить заказ, а если «уходит в минус», доступ к ним может быть ограничен.
Проводник
Автоматический помощник в Яндекс Про, который помогает быстрее выехать из района с низким спросом и предлагает вам маршрут в локацию с высоким спросом. Появляется в приложении автоматически — нужно лишь принять его предложение и поехать в указанный район. По пути приложение может предлагать заказы. Лучше принимать предложения Проводника быстро — они действуют ограниченное время.
Предзаказ
Заранее выбранный заказ на поездку, встречается в любом тарифе, кроме премиальных. Водитель может сам выбрать предзаказ в Яндекс Про — он автоматически назначится незадолго до начала поездки, принимать нужно по стандартным правилам. Стоимость поездки видна сразу, но может измениться с учётом спроса и дорожной ситуации (кроме «Межгорода» — там она сразу финальная). Подробнее
Расчётный счёт (Р/С)
Банковский счёт, который открывает индивидуальный предприниматель (ИП), чтобы проводить безналичные платежи и платить налоги. ИП-водитель получает на него выплаты от Яндекс Про.
Рейтинг
Число баллов от 0 до 5, складывается из оценок, которые ставят пользователи Яндекс Go после поездки. Высокий рейтинг помогает получать больше заказов и баллов приоритета, открывает доступ к дополнительным возможностям сервиса — например, к тарифам выше «Эконома», новым преимуществам в программе привилегий.
Режим дохода «Гибкий»
В этом режиме точка Б открыта всегда и для всех поездок, независимо от уровня в программе привилегий. Действуют и другие преимущества программы привилегий, но недоступны режимы «Мой район» и «По делам», не действуют никакие бонусы. Это платная услуга — процент от стоимости заказов добавляется к комиссии сервиса и действует даже с активной сменой или промокодом на заказы без комиссии.
Режим «Домой»
Специальный режим выполнения заказов. Похож на режим «По делам» — позволяет получить заказы, которые завершатся в направлении вашего дома. Не всегда заказ максимально подходит вам по маршруту: иногда нужно отклониться от него, чтобы забрать пассажира в точке А. Режим «Домой» можно использовать не больше двух раз в день.
Режим «Мой район»
Специальный режим выполнения заказов, который позволяет получать заказы только в определенном районе. Если он подключен, заказы будут приходить в радиусе 3–5 километров от текущей позиции (можно регулировать). Это удобно, если вы хотите выполнять короткие поездки рядом с домом или в знакомом районе. Действует без бонусов, с повышенной комиссией и в течение определенного времени, которое отличается в разных городах.
Режим «По делам»
Специальный режим выполнения заказов, который позволяет водителю получать заказы в определённом направлении — например, когда он едет по личным делам. Чтобы заказы были по пути, при распределении поездок учитывается текущее местоположение и район, в который водитель направляется. Режим есть не везде, в некоторых городах его можно включать ограниченное количество раз. Подробнее
Режим «Обратно»
Функция, которая помогает найти заказ для возвращения в город после поездки в тарифе «Межгород». После завершения поездки приложение само предложит активировать этот режим. После этого оно ищет обратный заказ в течение часа — в это время важно не покидать зону ожидания, чтобы не потерять бонус. Если заказ не найдется, можно уехать без него и получить бонус или подождать ещё — поиск продолжится. Важно не отменять заказы в режиме «Обратно», иначе бонус не будет начислен.
Режим «Эффективный»
Будете получать оплату за поездки, действуют бонусы в синих районах на карте и за цели по заказам. Точка Б скрыта для всех поездок, кроме тех, что с дальней подачей. Другие преимущества программы привилегий продолжают действовать.
Самозанятость (СМЗ)
Налоговый режим для прямого сотрудничества с сервисом (без комиссии таксопарку). Позволяет платить налог по пониженной ставке (НПД), получать справки о доходах онлайн и пользоваться привилегиями от сервиса. Доход самозанятого за год не должен превышать 2,4 млн ₽.
Система налогообложения (СНО)
Набор условий, по которым бизнес рассчитывает и платит налоги. Например, ИП-водитель может выбирать из 5 систем: общая (ОСН), упрощенная (УСН), патент (ПСН), налог на профессиональный доход (НПД) и автоматизированная (АУСН).
«Свое кресло»
Опция для водителей, у которых подключен тариф «Детский» — с ней пользователи могут установить свое детское кресло в поездке с ребенком (ваше кресло нужно на это время убрать в багажник). Перед началом поездки обязательно проверьте, что кресло правильно закреплено, а ребенок надежно пристегнут. Если у пользователей возникли трудности, помогите установить кресло и посадить ребёнка. Возможность выполнять поездки с детьми можно подключить в своем профиле в Яндекс Про в «Опциях для тарифов» («Детское кресло»).
Тариф «Межгород»
Тариф, который позволяет выполнять поездки между городами, в том числе по предзаказу. При принятии заказа сразу видны стоимость и точка Б. Есть возможность взять обратный заказ: если в течение часа он не найдётся, вам будет начислен бонус. Для подключения к тарифу «Межгород» нужен рейтинг от 4,75 и автомобиль, который проходит по классификатору. Пока доступен не во всех направлениях.
Транзакция
Это операция с использованием карты Яндекс Про или других платежных систем, которая отражает движение средств. Транзакции у водителей — это обычно моментальные поступления за безналичные заказы, списания комиссии, оплата топлива через приложение и начисления бонусов. Все операции можно отслеживать прямо в приложении — в разделе «Деньги».
Фотоконтроль
Проверка вашего автомобиля для заказов и документов по фото в приложении Яндекс Про. Нужна для безопасности пассажиров и соответствия требованиям сервиса, занимает несколько минут. В первый раз фотоконтроль проходят во время регистрации в сервисе — нужны паспорт, селфи с ним, права, СТС, разрешение на деятельность такси (самозанятым и ИП). Потом нужно регулярно проходить проверку состояния машины.
ЭДО (электронный документооборот)
Способ обмена электронными закрывающими документами с Яндекс Про для ИП-водителей. Они равнозначны бумажным, но при этом не потеряются, а отправлять их проще, быстрее и удобнее. Через ЭДО ежемесячно (с 5 по 8 число) формируются и отправляются документы за бонусы и корпоративные заказы — вам нужно только подписать их с помощью электронной подписи (ЭП). Услуга ЭДО — платная и зависит от тарифа конкретного оператора.
Электронная подпись (ЭП)
Как обычная подпись, но для электронных документов — в виде комбинации знаков или паролей. Нужна ИП-водителю для регистрации онлайн-кассы, сдачи отчётов в налоговую без личного визита, формирования чеков и т. д. Упрощает работу с документами.
Электронная очередь в аэропорт
Регулирует количество свободных машин в аэропортах. Она помогает водителям не ждать заказ слишком долго, а пользователям — быстрее уехать. Чтобы встать в очередь, нужно приехать в аэропорт с заказом или с Проводника и соблюдать условия — приложение подскажет, что делать. Встать в очередь не получится, если машин в ней слишком много или если включены режимы «Домой», «По делам».
*Обеспечительный платеж, выплачиваемый Сервисом как гарантия исполнения обязательства по перечислению денежных средств Пользователей. Возврат платежа реализуется через выполнение поездок. Размер платежа зависит от ваших персональных показателей, а его предоставление осуществляется через Яндекс Про.